PDA

Просмотр полной версии : Интервью с финским летчиком.


RR_PictBrude
15-09-2005, 19:17
Интервью с Кюости Кархила (http://www.elknet.pl/acestory/karhi/karhinv.htm)

Вопрос: Капитан Кархила, вот копия рассказа о вас из старого журнала “Suomen Siivet” за 1971 год. Здесь говорится, что Косси настолько известен, что не нуждается в каком либо представлении. К сожалению сейчас ситуация иная… Вы родились в Рауме в 1921 году?

Ответ: Да, но в следующем году семья переехала в Пори, и я рос там.

В: Не могли бы вы рассказать что-нибудь о своей семье?

О: Мой отец бы весьма патриотичным человеком, он сержантом сражался в Освободительной войне, и он был создателем семейного духа. Патриотизм был для меня с детства само собой разумеющимся.

В: Когда вы заинтересовались авиацией?

О: В 10 лет. Рядом с рекой Кокемаенйоки, протекающей через Пори, было поле, которое затапливалось и замерзало каждую зиму. Финские ВВС прислало пилотов для воздушного шоу, которые расположились на этом поле. Из-за ограждения я следил за их трюками и боялся за пилотов.

Я начал с того, что построил летающую модель самолета, затем я стал интересоваться планерами. В это время местное отделение Гражданской Обороны, создало аэроклуб, и все мои друзья вступили в него. Лидер клуба, господин Пентти Липсанен, был одним из первых в стране, кто прошел обучения на планерах в Польше. Национальная Авиационная Ассоциация подарила местным аэроклубам разобранные германские планеры. Наш клуб также получил их. Каждый час нашей работы по сборке планера записывался и, если набиралось достаточно часов, тебя допускали к тренировкам. Я был допущен к тренировкам летом 1937 года в Ямиярви. За месячный курс я смог получить лицензии А и Б.

В: Что говорили родители о Вашем увлечении, не считали ли они его опасным для мальчика?

О: Моя мать умерла, когда мне было 6 лет, а мой отец умер летом 1938 года. Будучи патриотом, он не возражал против того, чтобы его сын стал пилотом. Моя мачеха тоже не возражала. Полеты были моим собственным выбором.

В: Какие типы планеров вы строили?

О: Грунау 9 был весьма примитивным типом, но Грунау Малыш обладал фюзеляжем с красивыми обводами и открытой кабиной.

В: Как вы стали настоящим пилотом?

О: Когда я набрал достаточно часов собирая планеры, мне позволили пройти курсы настоящего пилота, которые проводились в Йороинене летом 1939 года. Курсантами были школьники, но самолеты, инструкторы и руководство были обеспечены ВВС. Мы летали на Letov Smoliks, которые были очень хороши для первоначального обучения, и VL Viimas. Я налетал 35 часов. Курс был бесплатным, за исключением номинальной платы за еду и оплаты дороги. Курсанты подписывали контракт, который предусматривал обязательную военную службу в ВВС.
Я закончил мой первый курс летом 1939 года, а осенью Россия начала осуществлять давление на Финляндию. В начале ноября, меня спросили – готов ли я в случае необходимости пойти добровольцем на военную службу. Конечно же я был готов.

В: Вы любили школу?

О: Определенно нет! Я даже однажды остался на второй год. Когда резервисты были мобилизованы, мы, солдаты гражданской обороны, несли караульную службу. Когда я был на посту, мои друзья шли учиться. Я думаю, это было прикольно.

Когда 30 ноября 1939 года началась война, я был призван и откомандирован на авиабазу Каухава, для обучения. Я приступил к военной службе в День Независимости Финляндии, 6 декабря 1939 года.

В: Это бы первый курс обучения на военного пилота?

О: Да, нас было 84 курсанта, каждый из нас уже имел навыки полетов, и курс продолжался в течение Зимней войны и был завершен, когда война закончилась. Мы начали с азов, и в некотором отношении это повторное обучение было удачей для нас. Мы летали на таких типах как Viima, Tuisku, Saaski, Smolik и др., а также имели несколько ознакомительных полетов на Klemm и Taylorcraft.

В первые дни марта 1940 года, 35 из нас были отобраны для секретной миссии – нас отправили в Великобританию для дальнейшего обучения и дальнейшей перегонки в Финляндию Хоукер Харрикейнов. Но миссия была отменена после перемирия 13 марта. Все было готово, мы даже получили нашу гражданскую одежду из дома.

Затем наш курс разделили для дальнейшего обучения на истребительную, бомбардировочную и разведывательную эскадрильи. Я был отобран на пилота истребителя.

В: По какому принципу курсантов разделяли на эти группы?

О: В основном по их собственному желанию, а также инструкторы оценивали наш потенциал и умение в полете.

В: Кого-нибудь отсеяли?

О: Из нашего курса – нет, потому что мы все имели опыт полетов, у нас была хорошая база.

В: Как инструкторы обращались с вами, не запугивали?

О: Они очень позитивно относились к нам. После всего они сказали, что наш курс был лучшим из все: мы имели начальные знания, мы были добровольцами, мы горели желанием и были идеалистами. Фактически военного обучения не было, лишь немного муштры. Большая часть из нас состояла в Гражданской Обороне, и поэтому уже прошли начальную военную подготовку.

Когда мы прибыли в Паролу в 35-ю учебную эскадрилью, база была переполнена. Звено, в которое я был назначен, было переведено в Тирванто – взлетно-посадочную полосу на льду озера. Мы действовали с него пока лед не начал таять. Нас продолжали обучать, мы летали на Бристоль Бульдог, стреляли по наземным целям и по буксируемым воздушным. Я хорошо стрелял. У меня было 96 % попаданий по наземной цели и 40% по воздушной. Это дало мне право прохождение офицерских курсов.

Из-за того, что ВВС не имели офицерских курсов, пилотов отправляли на пять месяцев для прохождения курсов офицеров пехоты. Летчики приступали к обучению не имея начальной подготовки, и чувствовали себя идиотами. Инструкторы устроили мне тяжелые времена, когда обнаружили мое невежество.

В: Какой был смысл в отправке пилотов в школу офицеров пехоты?

О: Не было выбора! У ВВС не было ни ресурсов, ни инструкторов. Те, кого можно было использовать для нашего обучения либо летали в передовых частях, либо в Каухаве в качестве инструкторов.

В: Принесли ли эти офицерские курсы какую-нибудь пользу для вас?

О: Благодаря ходьбе на ужасных военных лыжах я стал крепче физически, также я научился командовать и пропитался тем духом, который позднее нам пригодился. Я просто закончил курс, я не думал, что это важно – добиться высоких результатов. Я не стремился стать профессиональным офицером.

В: Потом вы вернулись в учебную эскадрилью?

О: Да, нас отправили на офицерские курсы до того, как наше летное обучение было завершено. Мы отлетали недостающие тренировочные полеты, после чего нас стали считать готовыми к службе в первой линии.

В: Вас отправили в 34-ю эскадрилью?

О: Да, в Сиикакангас, но это была не та же самая эскадрилья, в которой я летал на мессершмиттах через несколько лет. Эскадрилья была укомплектована Фоккерами D. XXI, которые использовались 24-й эскадрильей в Зимней войне. Новые пилоты проходили дополнительное обучение: полеты строем, крылом к крылу, до тех пор, пока вы по настоящему не научились делать это. Высший пилотаж также отрабатывался. Только стрельбе нас не учили – только прицеливанию. Когда мои 18 месяцев обязательной службы истекли, война закончилась в марте. Меня произвели в энсайны (прапорщик) и в тот же день, 4 июня 1941 года, отправили домой.

В: Вы уже получили эмблему пилота (“крылья”)?

О: Нет, я не получил ее до того как вновь началась война. Требовалось 150 летных часов, а у меня было не более 100.

В: Чем Вы занимались с 5 по 19 июня 1941 года?

О: Я пару недель был дома, а потом меня призвали обратно. 20 июня 1941 года меня вновь назначили в 32-ю эскадрилью.

В: На каком основании Ваc назначили в 32-ю эскадрилью, или вообще заменяли пилотов?

О: В моем случае все просто – меня обучали в этом подразделении.
Наследующий день после моего прибытия, мы перелетели на наших фоккерах в Хювинкаа, которая стала нашей первой базой в военное время. Нашей задачей было защищать Хельсинки, хотя они и находились далеко, а также ж/д узел Риихимаки.

Но мы не пробыли в Хювинкаа и двух недель, нас перебросили в Утти. До этого я совершил несколько вылетов на перехват, но не встретил ни одного врага. Однако одно из наших звеньев сбило пару бомбардировщиков к востоку от Хельсинки.

В: Какими были ваши задачи?

О: Я летал ведомым, старшие офицеры были ведущими. Моим командиром звена был капитан Пате Берг, который воевал в Зимней войне. Он был отеческим человеком, любил кому-нибуть давать советы.

Нашей задачей было защищать город Котка и его гавань, а также ж/д узел в Коуволе. Однако, мы обнаружили, что фоккеры были медленными и абсолютно устаревшими. Даже если мы сидели в своих самолетах и взлетали менее чем через минуту после команды на взлет, мы всегда опаздывали. Расстояние от Утти до Котки (50 км) слишком велико для медленных истребителей. Нашим командиром эскадрильи был майор Эрнроот, очень популярный командир. Во время Зимней войны он был командиром летчиков испытателей Государственного авиационного завода в Тампере, и он сбил два бомбардировщика на истребителях, которые были отправлены в Тампере для ремонта. Эрнроот стал объяснять Штабу ВВС, что его эскадрилья укомплектована матчастью, которая не позволяет ему выполнять поставленную перед ним задачу. В результате, в середине июля, мы были переукомплектованы. 14 и 16 Разведывательные эскадрильи передали нам свои Кертисс 75А Хок, и забрали наши фоккеры.

В: Почему же изначально лучшая матчасть была отдана Разведывательным эскадрильям?

О: Хороший вопрос! Новые самолеты не имели огромного перимущества, но Кертисс был на 50 км/ч быстрее, имел убирающиеся шасси и был лучше вооружен. Главное превосходство – в маневре, скороподъемность была лучше, мы были удовлетворены. Кертисс был маневренным и являлся, с нашей точки зрения в те дни, произведением искусства. Эти истребители были германскими трофеями из Франции и Норвегии, некоторые уже использовались, другие были захвачены в контейнерах. Изначально некоторые самолеты имели двигатели Wasp (1065 л.с.), а некоторые двигатели Циклон (1200 л.с.). К сожалению, более мощные двигатели быстро вырабатывали свой ресурс и заменялись на Wasp.

В: Свой первый воздушный бой вы провели на Кертиссе, я полагаю?

О: Это так, я провел свой первый воздушный бой 31 июля 1941 года. Майор Эрнроот пришел в барак, где пилоты находились в боевой готовности, и спросил о ведомом добровольце. Он отправлялся на свободную охоту. По некоторым причинам он выбрал меня. Мы взлетели и пресекли линию фронта, после чего майор взял курс на авиабазу Суур-Мерийоки, на которой он служил до войны, и находившуюся теперь в руках противника. Мы были обстреляны тяжелыми зенитками, это был первый раз когда я увидел как в небе появляются большие серые “амбары”. Температура масла у моего ведущего начала расти (частая проблема на Циклонах) и он начал терять мощность. Я удивлялся, почему он так медленно летит, и продолжал внимательно оглядывать горизонт. Затем я заметил две точки позади нас, они приближались. Я продолжал следить, и наконец, я обнаружил, что это русские. Поскольку радио у нас не работало, я дал газу и подлетел к крылу майора и подал ему знак – следуй за мной. Затем я развернулся против противника: это были две Чайки И-153.

Они приближались к нам с большей высоты, а мы развернулись на них снизу, в лобовую, и все открыли огонь. Это была самая неблагоприятная ситуация, поскольку никто из пилотов не знал заранее в какую сторону отворачивать. Если ты не свернешь, ты можешь столкнуться, если свернешь слишком рано, враг получит шанс сбить тебя. Мы приближались друг к другу, стреляли, и русские, естественно, не сворачивали. Я увернулся, Чайка едва не протаранила меня. Затем я развернулся, враг тоже, и мы вновь обстреляли друг друга.

В: Чайка была весьма маневренным истребителем, не так ли?

О: Она была очень маневренной, именно поэтому мы второй раз сошлись в лобовой, но после третьего разворота, она почти достала меня. Я понял, что у меня проблемы, но я знал, что когда Кертисс пикирует, он разгоняется быстрее и Чайка не способна его догнать.

В: У вас было достаточно высоты?

О: Около 2000 м. Я отдал ручку от себя и спикировал, затем оглянулся, чтобы посмотреть преследует ли меня кто-нибудь. Чайка попыталась сделать это, она даже “отсалютовала” по мне стрельбой, но осталась позади. После чего я вернулся, чтобы найти своего ведущего.

В: Что с ним произошло?

О: Майор атаковал вторую чайку и сбил ее, благодаря своему опыту. Я увидел его и пристроился к его крылу. Я начал думать: это серьезно, я бросил своего ведущего перед лицом врага. Мы приземлились, я подошел к майору и попытался отрапортовать. Он подошел ко мне протянув руки и хлопнув меня по плечам, сказал: “Молодец, ты спас нас обоих!” Он сказал, что понятия не имел об этих русских и осыпал меня похвалами.

В: Чувствовали ли Вы, что достаточно обучены, когда началась война?

О: Да, обучение было хорошо продумано и выполнено. Для меня полеты были подобны езде на мотоцикле, этому было легко научиться. Мой стиль полета был “гибкий”, например в вираже фоккер легко сваливался в быстрый неуправляемый плоский штопор (из-за ассиметричного срыва потока с кончиков крыла) если вы перетягивали ручку. У меня такого никогда не случалось. Также умение выбирать упреждение при стрельбе, посадка и т.д. были, как будто заложены во мне. Я должен сказать, что в бою, я никогда не думал о том, что стреляю в пилота, я всегда стрелял по самолету. Что случалось с пилотом, это уже другой вопрос. Но я никогда не испытывал слепой ярости к русским, даже если моим лозунгом было “Хороший русский это мертвый русский”. Мои действия были расчетом, не слепой местью…

32-я эскадрилья перебазировалась в Лаппеенранту 31 июля 1942 года. Армия предприняла наступление, чтобы отвоевать территорию, завоеванную СССР в Зимней войне. Карельский перешеек был закрыт дымом, горели леса и русские, отступая, сжигали все что могли.

Вот копия моего боевого рапорта о первой победе:
Боевой рапорт

Дата: 10.8 (1941). Время 17:40-17:45

Местоположение: Южнее Кирву. Высота: около 200 м.

Уничтоженные/поврежденные самолеты, их количество:

Один И-16, я потерял его из виду выходя из пике на малой высоте.

Описание:

Патрулируя, мы встретили 2 И-16. В сложившейся ситуации, я обстрелял противника в лобовой, после чего он свернул вправо. Я легко сел ему на хвост, после чего он спикировал. Я последовал за ним и обстрелял его. Я видел как мои трассы попали в него. Я потерял противника, когда выходил из пике так, что потемнело в глазах. После того, как зрение вернулось ко мне, я больше не видел этого самолета. Когда он пикировал, из него шел дым.

Свидетели: Лейтенант Нурминен, капрал Каянто, капрал Кирйонен.

Примечание: И-16 склонен к неконтролируемому быстрому горизонтальному вращению.

Самолет: Кертисс - 560.

Подпись: энсайн Кархила.

Я прекрасно помню этот эпизод. Вначале мы встретили два патрулирующих И-16, и ведущий противник открыл огонь сразу же, как только развернулся на нас. У него были 20 мм пушки, и вспышке на дулах были огромными. После лобового обстрела мы оба развернулись для еще одной лобовой. После этого я смог сесть ему на хвост. И-16 спикировал отвесно, я последовал за ним. Я открыл огонь и в тот же момент заметил, что мы летим практически в землю. Я потянул ручку так сильно, как только мог. Придя в себя, я больше нигде не увидел И-16. Вероятно, он врезался в землю, но я этого не видел.

Кертисс-560 был моим личным самолетом. Я сбил на нем 8 врагов, а общий его итог – 18. Вышеупомянутый И-16 был найден позднее, когда наши войска захватили перешеек. На территории, где действовала наша эскадрилья, было найдено 40 вражеских самолетов, которые были сбиты истребителями, но не были им засчитаны. Они были засчитаны позднее, на основе боевых рапортов, пилотам, стрелявшим по ним, или добавлены на счет эскадрильи.

Был также другой запомнившийся эпизод, 17 сентября 1941 года. Наше звено прилетело к Кронштадту – командир звена капитан Берг любил дразнить зенитчиков. На этот раз мы подлетели слишком близко: когда противник открыл огонь, первый же снаряд разорвался между мной и ведущим. Я на мгновенье ослеп от вспышки, а взрывная волна перевернула мой самолет. Когда я выровнял его, я оказался в стороне от строя. Я попытался повернуть, чтобы присоединиться к ним, но зенитки вели заградительный огонь передо мной. Я повернул на восток, и полетел к Ленинграду сквозь сильный огонь зениток. Наконец, я вышел из зоны их действия и увидел одинокий самолет, летевший со стороны Ленинграда. Когда он приблизился, я опознал его как МиГ-3. Пилот, должно быть, посчитал, что я один их своих, поскольку я был один и летел с запада. Я приблизился, атаковал и сбил его у Сиестарйоки (Сестрорецк). Я вернулся на базу, но у меня не было свидетелей моей победы. Потом нам сообщили, что армейский наблюдательный пост видел падение самолета у Сиестарйоки в то же время, которое я указал в своем рапорте…

Наша эскадрилья перебазировалась в Суулаярви 23 сентября 1941 года. База была построена русскими в 1940 году, она имела песчаное покрытие и была чудовищно пыльной. Пилоты заняли единственный уцелевший деревенский дом поблизости от аэродрома, а владельцы дома переместились в баню. Мы использовали военнопленного в качестве слуги. Он мыл полы, рубил дрова и топил печь. Он был ингерманландцем (этническим финном) и мы полностью ему доверяли. Наши пистолетные кобуры висели на крючках на стене дома, и ничего не случилось.

31 мая 1942 года эскадрилья переместилась в Нурмойлу, в Олонезе (восточный берег Ладожского озера).

В Нурмойле мы впервые расположились в построенных русскими блиндажах, которые протекали в дождь, после чего большинство из нас соорудили собственные бревенчатые блиндажи в склоне холма. Наши блиндажи были превосходны, у нас даже были открытые очаги, а не только стандартные печи.

21 августа 1942 года группа из 4 Кертиссов сопровождала Фоккер C.X., совершавшего фотографирование устья реки Свир. Я был одним их эскорта. Я летел позади и чуть выше фоккера. Я заметил одиночный И-16 пикировавший на фоккер с большой высоты. Я довернул на него и открыл огонь с большой дистанции, так что он не смог побеспокоить фоккер, и я смог зайти ему в хвост. Мы летели на высоте 20 метров, когда я снова начал стрелять и И-16 охватил огонь. Пилот выпрыгнул и исчез в лесу, его парашют не раскрылся. Его истребитель упал на краю болота и взорвался.

Противник обычно посылал бомбардировщики Пе-2 чтобы разведывать восточное побережье Ладожского озера, так что эти Пе-2 вынуждены были летать на северо-запад через озеро на предельную дальность. Наша служба воздушного наблюдения могла сообщать лишь о “жужжании” (двигателей). Затем противник поворачивал вправо и летел вдоль прибрежной дороги, делая наблюдения, и в итоге исследовал нашу базу в Нурмойле. Пе-2 был столь быстрым самолетом, что Кертисс не мог догнать его в горизонтальном полете.

Наша тактика заключалась в том, чтобы отправить пару кертиссов на большую высоту, когда обнаруживалось “жужжание” над Ладогой, и пилоты ждали разведывательный Пе-2. Если сопутствовала удача, кертиссы, атакуя сверху, могли перехватить Пе-2, благодаря скорости в пикировании, и имели возможность дважды обстрелять его: первый раз атакуя сверху и второй раз поднимаясь вверх. Таким способом я смог преподнести сюрприз одиночному Пе-2 9 февраля 1943 года. Мои пули перебили топливопровод в районе кабины, пламя охватило кабину, и двое людей выпрыгнули с парашютами. Пе-2 упал в болото. Я кружился вокруг вражеских летчиков опускавшихся на парашютах и заметил, что один спускается быстрее другого. Тлеющий огонь пожирал его купол, и отверстие на его вершине все увеличивалось и увеличивалось. Его одежда также горела, и он пытался сбить пламя руками, пока не обмяк и не повис на ремнях. Неподалеку был армейский склад, и солдаты видели стрельбу. Они взяли выжившего человека в плен.

Вскоре меня спросили, не хотел бы я встретиться с человеком, которого я сбил. Конечно же, я хотел посмотреть, на кого он похож. Меня отвезли на командный пост, где находился пленный, переводчиком был подполковник. После того, как нас представили друг другу, русский, имени которого я не помню, отказался поверить, что его сбил мальчишка – школьник… Мне подарили кусок шелка от парашюта погибшего летчика. Мы порезали его на шарфы для летчиков, хотя обычно мы не носили их.

мля.. устал.. если кто переведет дальше, будет круто. если нет - завтра продолжу..

RR_Barsuk
15-09-2005, 20:37
6. Пилотируя Ме-109
В: Я слышал у вас были проблемы с переводом на Ме-109?
О: Верно. В марте 1943 года я перегонял Кертисс после капитального ремонта с авиазавода в Нурмойлу и остановился в Утти повидаться с друзьями. Там размещалось одно звено новой, 34-й эскадрильи, и командир эскадрильи, майор Луукканен сказал мне, что получил приказ о переводе меня в его эскадрилью. Он тепло поприветсвовал меня и поинтересовался, когда я перейду к нему.
Я был взволнован, когда продолжил свой полет в Нурмойлу. Я ждал приказа о моем переводе, но ничего не получил: новый командир эскадрильи, майор Бремер, отказался отдать меня и лейтенанта Руотсила.
Тогда мой друг послал злое сообщение по телетайпу, изображая из себя штаб ВВС с запросом, почему два пилота задерживаются с переходом: нарушается расписание тренировок. Майор Бремер был удивлен получением этого сообщения, но не проверил его. В тот же день мы вылетели в Утти и прибыли туда по утру. Мы прочитали РЛЭ во время завтрака и сразу после этого вылетели в вводный полет. Все было сделано так быстро по одной причине: если Бремер потребует нас обратно к нему в эскадрилью, то Луукканен скажет ему, что переподготовка уже зашла слишком далеко, чтобы ее прекращать.

В: Были ли у вас проблемы с самим Ме-109?

О: Абсолютно никаких.

В: В своих мемуарах Луукканен пишет, что Эрнроот был бы лучшим командиром для 34 эскадрильи, но он погиб из-за несчастного случая. Ваши комментарии?

О: Если бы судьба распорядилась иначе с майором Эрнроотом, то однажды он бы стал командующим ВВС. Но 27 марта 1943 он и майор Ларйо, известный своим мастерством в высшем пилотаже, поспорили о пилотировании. Эрнроот взлетел на VL Pyry (учебно-тренировочный самолет) показать некоторые приемы высшего пилотажа и пролетая над верхушками деревьев он разбился. Это была абсолютно лишняя, случайная смертью. Несмотря на то, что Pyry был достаточно труден в пилотировании, Эрнроот был прекрасно знаком с ним, потому что участвовал в испытаниях прототипа.

В: Вас перевели в 30-ю эскадрилью 15 Марта 1944?

О: Все 2-е звено нашей эскадрильи, люди и самолеты были переведы в 30-ю эскадрилью, в Малми, для защиты Хельсинки. До этого я делал записи в дневнике каждый день, но теперь ничего не происходило, разве что: "на посту" или "нелетная погода". Я перестал делать записи, а после того как снова события стали происходить в июне 1944 года, у меня уже не было времени для продолжения дневника.

В: Вы вернулись в 34-ю эскадрилью 15 июня 1944?

О: Русское наступление началось и все звено было переведо в Лаппеенранту для воссоединения со старой эскадрильей. Поначалу у меня были проблемы с вооружением. Мои орудия заклинивало в бою после нескольких выстрелов, что было очень досадно. У других были похожие проблемы, но у меня их было больше, чем у кого бы то ни было, потому что я летал на одном и том же самолете. Наконец было обнаружено, что мои орудия заряжались лентами с электрозапалами, а ленты для 20 мм снарядов были другого типа.

В: Вас снова перевели в 24-ю эскадрилью 30 июня 1944?

О: Я только что вернулся из вылета, когда майор Луукканен послал за мной. Он сказал мне, что Хассе Винд был ранен и я должен заменить его как командир 3-его звена 24-й эскадрильи. Я был удивлен, что выбрали меня, потому что было достаточно кадровых офицеров. Я собрал вещи и отправился докладывать маойру Кархунену, командиру 24-й эскадрильи.

Я поджидал его в здании управления полетами, когда заметил приближавшегося ко мне механика, имевшего потерянный вид. Я спросил его в чем дело. Он сказал мне что 3-е звено получило мессершмитты, один из которых был с 20мм пушками под крыльями. Посколько звено потеряло командира, никто не мог решить снимать пушки или оставить их. Я сказал механику чтобы он подождал, скоро с этим делом разберуться.

Как только маойр Кархунен закончил свои дела, я доложил ему что я новый командир звена и могу приступать к своим обяззаностям. Затем я сказал ему, что механик спрашивает о мессершмитте с пушками под крыльями и что я хочу этот месершмитт таким какой он есть для себя лично. Кархунен посмотрел на меня долгим взглядом и спросил знаю ли я, что этот мессершмитт тяжелее, медленне и хуже в наборе высоты и развороте? Я признал, что я знал все это, но тем не менее я хотел бы три пушки. Я получил то, что хотел. Теперь у меня была пушечная мощь, а мое звено летало в строю, потому что у меня был самый медленный самолет.

Я научился летать с "Cannon-Mersu" (MT-461). Я обнаружил, что когда пилоты истрибители вступали в бой, они обычно давали полный газ и потом начинали вираж. В такой же ситуации, я обычно убирал газ и смог поворачивать так же хорошо на более низкой скорости. Я сбил по крайней мере одного мустанга в бою на виражах (4 июля 1944 года). Я держался за ним, но не мог вынести достаточного упреждения. Потом пилот совершил ошибку - он перетянул и, сваливаясь, вынужден был выйти из виража. Это дало мне возможность вынести упреждение и сбить его. Догфайт на трехпушечном Ме-109 вовсе не был невозможным.

В: Майор Кархунен больше уже не летал?

О: Нет, не летал. Он перестал летать вскоре после того, как получил Крест Маннергейма и стал командиром 240-й эскадрильи после подполковника Магнуссона. Командиру эскадрильи летать не обязательно, хотя майор Лууканен летал всегда, когда мог.

В: Повлияло ли это обстоятельство на его пилотов?

О: Может быть в тот момент когда он перестал летать, потому что его люди не знали истинных причин, скорее всего они их не знают до сих пор. Кархунен был хорошим командиром и ладил со всеми своими подчиненными вне зависимости от ранга.
Когда меня перевели в 24-ю эскадрилью, я был удивлен командным духом среди пилотов. Многи пилоты летали со времен Зимней Войны, тогда как 34-я эскадрилья была составлена из пилотов из 24-й, 26-й, 28-й и 32-й. В результате поначалу эскадрилья не была однородной, в ней были пилоты летавшие на Кертиссах, Фитах, BW. Несмотря на это мы стремились объединиться.

В: Вас снова перевели в 30-ю эскадрилью прикрывать Хельсинки 21 июля 1944?

О: Верно, совершенно неожиданно меня перевели обратно в Малми. Это было глупо по моему мнению: бои продолжалась. Но я был вынужден уехать и это стало концом войны для меня - в Хельсинки ничего не происходило. Моя последняя победа (34-я) так и осталась неподтвержденной, потому что меня не было там, чтобы разобраться с бумагами. Поэтому официально у меня на счету 33 победы.


В: Что из лета 1944 года запечатлелось в памяти наиболее ярко?

О: Наш боевой дух, который оставался сильным. Иногда я видел в небе сотни вражеских самолетов, бомбардировщики и прикрытие. Мне казалось, что даже если бы все истребители финских ВВС были посланы на них одной группой, нас бы все равно превзошли численно. Так же вылеты на сопровождение наших бомбардировщиков до сих пор остаются у меня в памяти, потому что у нас всегда был 100% успех.

RR_PictBrude
16-09-2005, 16:48
В: Как Вы считаете, почему противник не атаковал авиабазу Кюми в 1943-44 годах?

О: Я не знаю. Авиабаза Кюми была просто дорогой в лесу, ее трудно было обнаружить. Может быть противник думал, что мы действуем из Утти? Наши базы подвергались атакам несколько раз.

Например, Утти была атакована в начале июля 1941 года. Звено из шести Фоккер D.XXI прилетело на базу, и командиру звена сказали разместить его самолеты на восточной части аэродрома. Но там, между полем и лесом, была глубокий ров, и они не могли рассредоточить свои самолеты под деревьями. Поэтому самолеты были оставлены на краю аэродрома в превосходном ровном строю, даже пропеллеры были повернуты симметрично. Мы проснулись на следующее утро в 3 часа от незнакомого звука мотора. Это были два МиГ-1 и они штурмовали фоккеры. Два из них сгорели дотла, а остальные были все в пробоинах. В итоге наш командир эскадрильи был заменен майором Эрнроотом.

Через несколько дней советские ВВС нанесли визит Утти большими силами, эскадрилья из 9 И-153 штурмовала, а другая эскадрилья прикрывала их. Три кертисса взлетели, но противники атаковали их даже прежде, чем они оказались в воздухе. Два были повреждены, но сумели вернуться, а третий, пилотируемый сержантом Кирйоненом, атаковал противника. Кирйонен сошелся в лобовой с чайкой. Его истребитель был подбит, капот двигателя был сорван, но он продолжил бой. Чайка была сбита и упала в озеро, но и истребитель Кирйонена тоже загорелся. Он выпрыгнул на высоте 200 метров и купол его парашюта раскрылся в том момент, когда его ноги коснулись земли. Вражеский истребитель извлекли из озера. Тканевая обшивка И-153 была сорвана, это был лишь кусок металлолома с мертвым пилотом внутри. Вот фотография, опубликованная в газете, на которой Кирйонен смотрит на обломки. Кирйонена весьма превозносили за его отвагу.

Нурмойла подвергалась регулярным ночным бомбардировкам одиночными Р-5. Идея была – лишить нас сна. Наши зенитки пытались стрелять в направлении звука мотора, но они ни разу ни в кого не попали.

Базы Лаппеенранта и Иммола были атакованы большими силами вечером 2 июля 1944 года. Наша радиоразведка распознала о целях и времени, затем они узнали, что налет отложен на 24 часа. Мое звено взлетело, чтобы перехватить их на пути к востоку от Виипури, поскольку это был их обычный маршрут. Но на этот раз противник полетел западнее Виипури и без сопротивления достиг Лаппеенранты. Сначала 35 Пе-2 бомбили с пикирования, затем 40 Ил-2 штурмовали. Два Ме-109 были уничтожены и два наших трофейных Пе-2 сгорели. Оперативная группа люфтваффе Кулмею базировалась в Иммоле, и они были предупреждены о предстоящем налете, но немцы отказались верить информации финской разведки. Они понесли тяжелые потери: противник сбил фокке-вульфы на взлете. Кроме того, 70 германских самолетов (Ju-87 Штука и FW190) были размещены по краям аэродрома, и русские без проблем атаковали их.

В: Что насчет питания?

О: Я думаю, мы в основном питались здоровой пищей. Она не была слишком сладкой, и ее не было слишком много… Мы выживали благодаря нашим пайкам, но и никогда не нуждались. В основном мы ели тонкие ржаные сухари с маргарином, для нас этого было достаточно. Летный персонал еженедельно получал специальный паек – масло, сахар, шоколад, кофе…

Весной 1942 года произошел неприятный инцидент в Нурмойле. Пилоты нашего звена собрали свои запасы пшеничной муки (редкая вещь в те времена) и решили напечь блинов. Мы сделали тесто в ведро, но обнаружили, что нам нужно много яиц и молока. Я и лейтенант Руотсила вызвались пойти и выменять их за хлеб у местных жителей в деревне. Мы взяли с остальных обещание, что они не начнут до того, как мы вернемся, а то нам бы ничего не досталось.

Когда мы возвращались с нашими товарами, мы услышали сирену медицинской машины. Мы посмеялись, предположив, что парни, должно быть, начали пирушку без нас и объелись. Когда мы вернулись на наши квартиры, мы узнали, что произошло. Ребята пожарили один пробный блин, порезали его и попробовали. Вкус оказался странным. Вскоре некоторые “испытатели” почувствовали себя плохо и их руки и ноги на время были парализованы. Тех, кого парализовало, доставили в ближайший госпиталь. Один из пилотов был так болен, что за ним прислали медицинский самолет из Хельсинки, но он умер во время транспортировки.

Было проведено полицейское расследование. Ведро для теста было исследовано и был обнаружен крысиный яд. Это не был саботаж, просто случайность. Мешочек с крысиным ядом был смешан с пшеничной мукой. Кто-то из отравленных излечился, кто-то остался инвалидом. Самое удивительное, что некоторые из Лотт (женщины добровольцы служившие техниками, связистами и т.д.), попробовавших этого блина, совершенно не пострадали. Повидимому яд был в виде маленьких комочков. Всякое бывает…

В: Как насчет использования алкоголя? Насколько я знаю, в КВС и Люфтваффе были клубы и столовые, где пилоты имели свободный доступ к напиткам, как это было в финских ВВС?

О: Каждый покупал себе выпивку сам, когда был в увольнительной или когда кого-нибудь посылали в ближайший государственный ликерный магазин. Я не пил, я поклялся, что если меня наградят Крестом Маннергейма, тогда я буду, а если нет, тогда я буду воздерживаться до конца войны. Я не получил Креста Маннергейма, так что… Однако, некоторые пилоты временами выпивали.

В: Это сказывалось в бою или нет?

О: Нет. Страдавшие похмельем оставались в своих постелях, летали трезвые. Были те, кто оставались трезвенниками. Ликер был дорог и его было трудно достать, дневного жалования резервиста (в 1943 году для всех резервистов, независимо от их ранга и задач, 12 финских марок в день, меньше чем средняя часовая оплата на производстве) для этого было мало. Я помню как однажды, командир звена взлетел утром с сильным похмельем, и, вопреки всем ожиданиям, сбил что-то там. Обычным делом было то, что после победы вы делали пике над базой. Но командир звена не пристегнулся ремнями, и когда он отдал ручку от себя, он оказался под потолком фонаря! К счастью он не разбился. Я был свидетелем этого происшествия, и когда истребитель скрылся за лесом, я решил что ему конец. Но истребитель вытянул и приземлился, а весьма бледный парень вылез из кабины, сказав: “Больше ни за что!”

В: Физические упражнения были организованны или это было делом каждого?

О: Это было личным делом каждого. Однако, организовывались соревнования между эскадрильями. Каждый пилот принимал участие в каком-нибудь виде спорта.

Для меня полеты и бои были спортом сами по себе. Я помню случаи, когда некоторые пилоты “испытывали проблемы с двигателем” и возвращались с задания. Но, особенно в 32-й эскадрилье, каждый пилот цеплялся за возможность совершить вылет, они никому не хотели уступать эту возможность. Я считаю, что это доказывает наличие хорошего боевого духа и патриотизма. Я не упускал возможности слетать, и если кто-нибуль уходил в увольнительную, я был готов полететь вместо него. Когда я летал вместо кого-то, я всегда вступал в бой и сбивал кого-нибудь. Это случалось, по крайней мере, 10 раз.

В: Вы принимали участие в операции Суурсаари? (Финская дивизия захватила остров Суурсаари, который был захвачен Красной Армией весной 1942 года)

О: Нет. Воздушные бои и их результаты впоследствии вызвали полемику. Историки финской авиации исследовали советские архивы и обнаружили, что согласно им, Советские ВВС не имели потерь, но сбили 6 финских истребителей. (Финская версия: 12 Кертиссов перехватили 29 И-153 и И-16, летевшие тремя волнами. В последовавших боях 10 И-153 и 6 И-16 были сбиты кертисами без потерь с их стороны).

Но генерал Паярви, командир дивизии, организовал парад на льду после сражения на земле, и воздушные бои происходили во время парада на глазах его участников. Обломки советских истребителей были найдены на льду. Также утверждается, что если Советские ВВС понесли такие потери, они не смогли бы продолжать активные действия в этом районе. Я думаю, что вероятно сбитые истребители принадлежали не одному подразделению.

В: Господин Дариуш Тимински хотел бы знать, когда противник стал превосходить наши воздушные силы?

О: В действительности, противник никогда не превосходил нас, разве что численно. Давайте рассмотрим советское наступление, начавшееся 9 июня 1944 года. У нас было около 30 боеспособных мессершмиттов и около 60 боеспособных бомбардировщиков, в то время как русские сконцентрировали на перешейке 1585 самолетов и еще 200 самолетов флота. С такой массой самолетов, противник просто занимался своими делами, ничего более.

В: Какого вы мнения об уровне пилотов противников?

О: В 1941-1942 годах он был низким, я считаю. Затем их мастерство увеличилось, но молодых пилотов противника было легче сбить, нежели старичков. Мастерство противника никогда не достигло высочайшего уровня, и я не думаю, что они превосходили нас.

В: Был ли Ме-109G равным самолетам противника летом 1944 года?

О: Ме мог быть лучше в скороподъемности, что часто являлось последним средством спасения, ты знали, что если ты начнешь набирать высоту, противник, в конце концов, останется позади. Но я пользовался этим крайне редко.

В: Кто был более опасным противником – Ла-5 или Як-9?

О: Ла было гораздо больше, так что я думал, что они более опасны.

В: Вы знаете случаи, когда пилот на парашюте подвергался атаке?

О: Русские делали это.

В: Это были единичные случаи или систематические?

О: Что ж, я знаю о нескольких случаях. Особенно рисковали подвергнуться риску быть обстрелянными те из пилотов, кто имел несчастье покинуть самолет на парашюте в ходе разведывательного вылета. Я нахожу это отвратительным.

Что касается меня, я могу рассказать о пилоте Ла-5, который едва не прикончил меня, и который прыгнул с парашютом посреди Финского залива. Его спасла скоростная лодка из Лавансаари, и я даже не подумал о том, чтобы атаковать эту лодку. Должен признаться, мои руки и ноги тряслись в этот момент.

В: Самое худшее из того, что вы испытали?

О: Это было 20 августа 1943 года, когда наша четверка взлетела из Кюми. Нас вел Пухакка, туда, где была объявлена тревога: бомбардировщики приближались к Котке. Пухакка шел с ведомым, а мне и Туоминену приказал идти в верхнем прикрытии, но Туоминен не смог вовремя завести свой двигатель. Трое из нас взлетели, и когда мы включили наше радио, мы услышали, что противник уходит. Пухакка полетел по прямой в район между островами Сейскари и Лавансаари. Здесь всегда можно было найти вражеские самолеты, и мы это сделали. Пухакка предупредил, что он начинает атаковать, и я остался позади, чтобы их не захватили врасплох. Пухакка и его ведомый спикировали, вскоре, по радио, я услышал, что они вступили в бой. Я следил за горизонтом, было солнечно и ясно, и я ничего не видел. Я посмотрел вниз, выискивая цель для атаки. Я почти готов был спикировать, когда словно кто-то ударил меня по плечу – это правда. Я оглянулся – там был большой белый кок на дистанции 20-30 метров от моего хвоста.

Это была наихудшая ситуация из тех, в которых вы могли бы оказаться, но был готов к ней. Даже если я и был застигнут врасплох, я сразу же предпринял маневр уклонения. Я дал правую ногу и толкнул ручку вперед и вправо, в итоге я сделал бочку. В тот же миг Ла открыл огонь, и трассы прошли около моего истребителя.

В: Слышали ли вы звук пролетающих вражеских снарядов?

О: Нет, их заглушал звук двигателя и воздушного потока, но я слышал звук стрельбы пушек противника. Когда я сманеврировал, песок с пола фюзеляжа разлетелся по кабине под воздействием отрицательной перегрузки. Поскольку очки не были надеты, несколько песчинок попали в мои глаза. Я крутанул несколько бочек, это был неприятный маневр, из-за того, что вы стянуты ремнями. Одновременно я пытался увидеть, где находится Ла, но я ничего не видел. Я выровнялся, но сразу же спикировал и оглянулся: он был там, чуть дальше позади. Я попытался придумать, что бы теперь такое сделать, я думал о ситуациях, в которые попадал, об общепринятых вариантах, но тщетно. Я решил продолжить пикирование. Если противник начнет стрелять, ему будет гораздо труднее попасть в меня, поскольку ему нужно будет пикировать глубже, чтобы вести меня. Ла не стрелял, я продолжал пикировать, и думать о том, что мне, все-таки, надо что-то предпринять. Я вспомнил своего учителя финского в школе, он был офицером ополчения и любил говорить: “Помните парни, лучшая защита это нападение!” Я никогда не понимал, зачем он повторяет эту фразу, но теперь, по какой то причине, я вспомнил ее. Я подумал: как перейти в атаку? Я должен что-то сделать! Я потянул ручку на себя и начал набирать высоту, я заметил, что Ла следует за мной, но потом я начал терять скорость. Я развернулся и стал наблюдать за русским. Из-за моего разворота, он проскочил вперед, выше меня, и я понял, что у меня появился шанс атаковать его, несмотря на то, что я ниже. Я набрал немного скорости, потом прицелился с небольшим упреждением и открыл огонь! Это была хорошая очередь, поскольку Ла сразу же отвернул. Я вновь взял упреждение и выстрелил, и он повернул в другую сторону. Это маневрирование позволило мне легко сесть ему на хвост. Потом я просто ждал шанса взять хорошее упреждение. Когда у меня появилась возможность открыть огонь, залп попал в Ла и фанерный фюзеляж разломился позади кабины. Передняя часть начала быстро падать, задняя часть опускалась медленно и красная звезда вспыхивала, поскольку руль продолжал двигаться. Пилот сразу же выпрыгнул и раскрыл свой парашют. Может быть, я летал вокруг него, возможно, приветствовал его жестами, а он, вероятно, грозил мне кулаком, но я не могу поклясться, что это действительно было… Я часто надеялся, что вдруг я встречусь с этим пилотом и узнаю, о чем он подумал, когда победа была в его руках, а в итоге он проиграл.

Когда я думаю, что Ла-5 был прямо позади меня, и я оглянулся в последний момент и успел уклониться... Я оглядывался вокруг, я никого не видел, я был уверен, что никто не застанет меня врасплох, а тут… У меня был ангел хранитель, это точно. Это могла быть моя покойная мама, которая приглядывала за мной, особенно во время русского наступления в сентябре 1944 года. Когда я ложился ночью спать, я обычно быстро засыпал. В тот же момент я проносился сквозь сражения грядущего дня, как будто меня программировали на следующий день. Когда я просыпался, я знал что произойдет, и что я буду делать в этот день. Когда я взлетал на задание, для меня все было ясно, и я не сомневался. В это трудно поверить, но это так.

Думая об этом в последствии, я уверен, что для того чтобы выжить, мне нужна была эта защита. Даже после войны, я чувствовал, что за мной присматривают.

Я могу также рассказать о моей самой легкой победе, одержанной 28 мая 1944 года. Я находился в Малми. Суурсаари прислали нам сообщение: звук двигателей к западу. Меня послали, чтобы идентифицировать его. Побережье было скрыто тонким слоем облаков, поднявшись над ним, я обнаружил инверсию. Я начал забираться вверх, и когда достиг той же высоты, след исчез. Я начал оглядываться и заметил Пе-2. Я легко настиг его, и поскольку стрелок открыл по мне огонь, я понял, что это враг. С этого момента у него не было шанса уйти, и я решил поиграть в кошки-мышки. Я развернулся на 360 градусов, за это время бомбардировщик оторвался примерно на 2000 метров. Когда я снова приблизился, Пе стал слегка скользить влево. Я посмотрел в прицел и прикинул, что дистанция около 1000 м. Я рассчитал, что учитывая расстояние и его разворот, упреждение должно равняться 8 корпусам самолета. Я решил испытать мою пушку и нажал на гашетку так коротко, как только смог. Какие то части отвалились от левого крыла Пе и он вошел в глубокое пикирование. Я подумал, что бомбардировщик пытается уйти, поэтому я последовал за ним, а множество обломков отлетали от него. Пике становилось все глубже и глубже, я не смог преследовать его, поскольку моя скорость приближалась к красной черте. Я вышел из пике, но продолжал наблюдать за Пе. Он разбился рядом с деревней Куусалу, к востоку от Таллина.

В Малми я попросил оружейников проверить мои орудия. Они обнаружили, что было израсходовано 3 20 мм снаряда.

В: Вы были в Германии на обучении?

О: Не на обучении, я был там в апреле 1944 года для перегонки новых мессершмиттов. Когда мы прибыли в Берлин, на одну из авиабаз, истребители для нас не были готовы, хотя должны были быть. Немцы обещали предоставить их, и они прибывали мало помалу в течение нескольких дней. Мы бездельничали на этой германской базе две недели. Два истребителя были проверены и приняты, они были заправлены и вооружены, но все еще несли на себе германские знаки отличия. Была поднята тревога, когда американские бомбардировщики летели на Берлин. Они обычно приближались к Берлину либо с севера, со стороны Балтики, после чего поворачивали на юг, либо с юга, после чего поворачивали на север, а возвращались в противоположном направлении.

Пухакка предложил, чтобы мы взяли два готовых к бою истребителя и атаковали “крепости” если пойдут на нас. Но мы ничего не увидели. Мне любопытно, чтобы произошло бы, если бы мы атаковали бомбардировщики союзников? У нас был приказ сохранить истребители, если базу будут бомбить.

Там была железнодорожная ветка к авиабазе, и вдоль рельс стояли ангары. Какие то завернутые в ткань свертки были разгружены из вагонов одно из зданий, которое строго охранялось парой вооруженных часовых. Когда мы слишком близко приблизились к этому зданию во время нашей ежедневной прогулки, часовые потребовали от нас удалиться. Но трое из нас, сержанты, не были с нами, и так случилось, что они оказались поблизости от ангара в момент, когда дверь была открыта, а часовых не было! Они вошли в здание. Они нашли крылья и фюзеляж для странного миниатюрного самолета, которого они измерили своими руками и зарисовали на коробке из-под сигарет. Они вышли из здания до того, как вернулись часовые. Сержанты обсудили свое открытие и хотели проверить кое-какие из своих измерений, но на этот раз их задержали часовые. Они рассказали капитану Пухакке о том, что они видели, и он приложил эту историю к своему рапорту о нашей поездке, когда мы, наконец, вернулись в Финляндию. Позднее нам сказали, что наши люди видели части от Фау-1! Первая из них была запущена против Британии через несколько недель. Что бы могло произойти, если бы парней поймали внутри склада?

В: Сколько человек было в наземной службе и были ли специализированные механики по обслуживанию двигателя или фюзеляжа?

О: Было два механика: старший и его помощник, они работали без специализирования. Если один из них работал до поздна, например, заменяя двигатель, он оставался в постели, в то время как другой начинал его повседневную службу утром. Так же была группа оружейников, обслуживавших и ремонтировавших орудия в звене, и группа радиомехаников, которые следили за радиоприемниками.

В: У вас был специальный летный костюм?

О: В самом начале нет, но с течением времени ситуация улучшилась. Пилоты мессершмиттов имели костюм с электроподогревом от систем самолета и им было тепло. Перчатки у нас были собственные. Перчатками ВВС нельзя было пользоваться в кабине. Униформу могли вообще не предоставлять, и многие пилоты покупали ее за свои деньги. Нижнее белье часто менялось лишь раз в две недели, но это было не столь важно.

В: Летчики истребители всегда имели одну и туже задачу, я имею ввиду, Вы всегда летали в неизменной комбинации ведущий/ведомый?

О: Обычно было так, но иногда происходила ротация. Пилоты одного звена всегда летали вместе.

В: Перед вылетом вы проводили инструктаж?

О: В зависимости от задания. Если это был вылет на перехват, командир звена назначал, кому лететь первыми, и если требовалось больше самолетов, кому присоединяться к ним. Если же это было патрулирование или сопровождение, нам объясняли район цели, и какова наша особая задача. Опытные пилоты знали, что им делать, им нужно было лишь узнать какова рода миссия, и они взлетали. Задачу могли изменить по радио, но радио молчание было решающей вещью, особенно летом 1944 года. Враг прослушивал наши частоты, а мы их, много информации можно было почерпнуть таким способом.

В: Забирали ли вы какие-нибудь трофеи с уничтоженных вражеских самолетов?

О: Пилотам ничего не доставалось, потому что пехота обчищала обломки. Единственное, что у меня есть это часы с мессершмитта-415, которые майор Луукканен снял с обломков, после того как его сбили. Он отдал мне их на память. Еще у меня есть масштабные модели кертисса и мессершмитта, которые я сделал из дерева.

В: Часто ли у Вас брали интервью военные репортеры?

О: Несколько раз. Суло Колка, который был спортивным журналистом, интересовался авиацией и думаю он написал хорошие рассказы. Обычно он жил в Нурмойле и он написал неофициальную историю 32-й эскадрильи. Однако, она не была опубликована. По правде сказать, об эскадрилье кертиссов было написано очень мало, хотя лишь эскадрилья брюстеров (LeLv24) имела больше побед. Наша эскадрилья одержала 190 побед, потеряв в воздушных боях 8 самолетов. Соотношение 23,7 к 1 это по настоящему отличное соотношение.

В: Общались ли Вы с советскими пилотами ветеранами?

О: Нет, хотя я еще надеялся на это. Я уверен, никого из них уже нет в живых. Ветераны финской армии имели контакты в этом отношении, но пилоты нет.

RR_PictBrude
16-09-2005, 16:50
Фсе. Кое чего я не стал переводить - конкрено про его жисть после войны. Нах...